Считается, что название праздника произошло от имени богини весны и плодородия Остары, которой в древности поклонялись европейские народы и посвящали праздник весеннего равноденствия. Именно поэтому главные атрибуты Остары – заяц и яйцо – стали символами Пасхи, которые олицетворяют плодовитость и возрождение.
У немцев-переселенцев была сложившаяся на протяжении многих веков традиция празднования Пасхи. После переселения в Россию эта традиция начала переплетаться с региональными обычаями.
В этом году Вербное воскресенье (Palmsonntag) у российских немцев отмечается 24 марта. Это последнее воскресенье предпасхального поста. В этот день освящают ветки вербы. Считается, что такие ветки должны защищать от злых сил. Их ставят в доме, помещают в хлеву, для повышения плодородия земли втыкают четыре вербные ветки по краям поля. После этого начинается Страстная неделя (Karwoche), последняя неделя Великого поста. Четверг на Страстной неделе носил название «зеленого четверга» (Gründonnerstag). В этот день на столе обязательно должна быть свежая зелень, многие варят зеленые щи с крапивой. В доме и во дворе устраивают генеральную уборку, белят, стирают белье, подметают и посыпают песком улицы.
В пятницу в немецких селах испокон веков прекращаются все работы, ничего нельзя прибивать, так как молоток и гвозди рассматриваются как орудия страданий Христа. В Страстную пятницу разрешается лишь печь хлеб. Считается, что этим можно радовать Бога. Страстную пятницу очень ждут дети. В немецких селах в четверг обычно переставали звонить колокола, а в пятницу по улицам ходили подростки с трещотками в руках и объявляли время. Иногда вместо трещоток использовали обычную доску, по которой стучали молотком.
Наряду с церковным празднованием у российских немцев богатая и бытовая традиция праздника Пасхи: обычай приготовления пасхальных блюд, пасхальные истории и игры, пасхальные встречи.